Происхождение игры Го

Правила игры Го

"Го отражает дух Востока. Это единственная дисциплина, которая сочетает в себе не только интеллектуальный вызов, но и путь к развитию тех качеств личности, что выходят на главную роль в боевых искусствах: умение владеть собой, спокойствие и сосредоточенность, чистый и светлый ум. Список можно и продолжить, зачем? Го - это культура и традиция - это взгляд на борьбу как на высшее искусство. Го - это Путь. И этот путь нелегок, приходится отдавать ему много сил, причем, не заботясь о собственной выгоде, ибо для того, чтобы увидеть, что дает этот путь, надо пройти его, а на это способны немногие.

Го - это спокойствие - это стрекот цикад, прохладный ветер с моря, кружка зеленого чая и легкий стук камней... Го - это поэзия логики, захватывающая борьба противоположных сил. Рисунок камней несет в себе чувство единения со всем миром - ответ на свою жизнь виден на доске... Когда закат освещает комнату, и лето с тихим шелестом кружится вокруг, гобан вмещает в себя вселенную. Когда уходит желание победить, будущее улыбается игроку. Победа - это не сломленное сопротивление - это лишь рябь на поверхности океана сознания. Игра бесконечна...

Го - это не инструмент для достижения каких-либо целей, думать так, значит остановиться на пути по их достижении. Го - это и есть сама цель. Нет такого произведения искусства, которое могли бы понять все. То, что рождается на гобане, понятно немногим.

Хочется показать всем, рассказать всему миру об этом, но когда понимаешь, какой пройден путь, сколько лет утекло, прежде, чем красота игры стала моим постоянным спутником, опускаются руки. Трудно ожидать от человека, что он, не зная зачем, начнет Путь длиною в Жизнь. Это не объяснишь словами..."

Алексей Хованец, 2 дан

Происхождение игры Го

Информация о просихождении игры Го, как и источники восточной философии в целом, теряется в глубине веков. В литературе по истории Го приводятся оценки возможного возраста игры в достаточно широких пределах, от 2500 до 5000 лет. Как бы то ни было, но считается общепризнанным, что во времена Конфуция (Кун Цзы, 551-479 гг. до н. э.) эта игра, которая тогда именовалась "йи", была широко распространена в Китае, хотя в ту эпоху увлечение игрой Го осуждалось и ставилось на лестнице моральных ценностей всего на одну ступень выше обжорства и безделья.

Одним из первых материальных свидетельств древности происхождения Го является доска размером 17x17, датируемая не позднее 200 г. до н. э. Эта реликвия хранится сейчас в Историческом музее Бейджинга. Древний размер доски - 17x17 - до сих пор используется в тибетском варианте Го. Много историчесих "следов" можно обнаружить в легендах, мифах, анекдотах и другом фольклоре. В частности, ряд легенд приписывает авторство в изоретении игры Го полумифическим китайским императорам Яо и Шуню (23 век до н. э.), которые якобы использовали Го для развития ума своих туповатых сыновей.

Имя императора Яо связывается по другим легендам с широким растпространением гадания и созданием календаря. Это очень привлекательная гипотеза, так как во все времена, при предсказывании погоды и видов на будущий урожай, гаданию, в том числе по звездам, придавалось большое значение. При этом использовались различные схематические изображения звездного неба: рисунок трещин на камнях или засохшей глине, на костях или панцирях черепахи. Здесь можно обнаружить так же аналогию с изобретением в Китае магических квадратов, схематическое зображение которых очень похоже на го-диаграммы: с помощью таких диаграмм и сегодня зарисовываются позиции в игре Го. Легко представить себе как некто, приступив к гаданию, начинает "игру с судьбой" и расставляет на расчерченной доске камни двух цветов, символизирующие силы добра и зла, и строит на основе получающейся картины предсказания своей или еще чьей-либо судьбы. Квадратная доска должна была изображать Землю, прямые линии - божественные силы, черные и белые камни - инь и янь. Все это вместе взятое, с учётом взаимного расположения камней, могло рассматриваться как модель "Космоса" или "Вселенной".

По другой интерпретации 361 игровой пункт доски 19х19 (такой же размер в современном варианте Го) символизирует число дней в лунном году, четыре части доски с прилегающими углами – времена года и т. д. В любом случае вполне правдоподобно выглядит гипотеза о том, что фантазия предсказателя несомненно могла соединять в одну ломаную какие-то группы камней одного цвета, аналогично тому как с древних времен объединяют звезды в созвездия. А далее уже легко было представить и замкнутые области доски, "ограниченные" этими воображаемыми "заборами" с камнями в качестве "кольев" – вот и получается модель разделения территорий на "целинных землях", так часто используемая сегодня при образном описании процесса игры в го.

Часть исследователей указывают также на возможную связь изобретения игры го с военнным искусством. Однако, в отличие от шахмат, здесь практически отсутствуют какие-либо прямые аналогии: одним из самых часто встречающихся словообразующих корней в терминологии Го является тэ ("рука"), более того, многие древние термины, дошедшие до наших дней, относятся часто к движениям рук: "бросок", "толчок", "блок", или вообще – "прыжок" и т. п, а одно из сохранившихся древних названий игры го (сюдан) переводится как «язык жестов». Скорее всего военачальники в те далекие времена уделяли много времени игре го как вспомогательному инструменту, прикладной игре, способствующей развитию стратегического мышления и тактического воображения, изобретательности.

В процессе развития со времен Конфуция до наших дней игра из "йи" превратилась в "вэйци" – так назывется го в современном Китае (корейское название игры Го - бадук). Доска несколько раз меняла свой размер, который сегодня равен 19х19 (361 игровой пункт). Этот переход от "йи" и от размера 17х17 к современным названию и доске 19х19, произошел примерно в один исторический период – во времена Хань, и начался еще до Р. Х.

Практически уже в современном виде игра го проникла через Корею в Японию в начале первого тысячелетия н. э. Японский период развития игры го является самым изученным и наиболее плодотворным, так как именно тогда теория и практика го достигли своего наивысшего расцвета за всю историю вплоть до второй половины XIX века, когда в 1868 г. «революция Мэйдзи» нанесла серьезный удар по игре го внутри Японии. Вот наиболее существенные вехи в этом периоде развития го:

  • 701 – императорским эдиктом впервые игра была признана неазартной и приравнена к упражнениям на музыкальных инструментах.
  • 1603 – сёгуном (правителем) Няэсу был издан эдикт об учреждении Академии го. Впервые выдающиеся специалисты получили поддержку правительства в виде земельных угодий и годового пайка риса, а также некоторых привилегий.
  • 1868 – «революция Мэйдзи» привела к упадку го, так как в результате буржуазных реформ игра была причислена к анахронизмам феодального периода. Однако именно тогда игра го и получила возможность выйти на мировые просторы, так как Япония порвала с традиционной политикой изоляции от остального мира. Начало ХХ века – игра го проникла в Европу, там стали создаваться клубы и игрой увлекся чемпион мира по шахматам Эманнуил Ласкер. В связи с этим интересна излагаемая ниже история про «трио Ласкеров», которая, наверное, известна уже всем игрокам го и стала почти легендой.

Современный этап развития го начался с постепенного возрождения игры в Японии в начале ХХ века после нескольких десятков лет упадка в результате «революции Мэйдзи». И вот, наконец, в 1924 году была создана Нихон Киин – «Японская ассоциация го», объединившая в одну национальную организацию практически всех японских профессиональных игроков го. В дальнейшем в качестве спонсоров турниров по го стали выступать крупнейшие средства массовой информации. Гонорары игроков в турнирах и за счет рекламы возросли многократно, были возрождены на новой основе древние титулы Хонимбо и Мэйдзин, стали учреждаться все новые и новые титулы с миллионными призовыми фондами. Сегодня в Японии, Китае и Корее существует несколько десятков профессиональных титулов по го. Самыми престижными в Японии считаются сейчас титулы Кисэй («святой игрок»), Мэйдзин («мастер») и Хонимбо (титул, возникший от названия древней башни, в которой жил святой Нитирэн – средневековый монах, считавшийся сильнейшим игроком своего времени; позже в XVI веке это имя принял один из основателей Академии Го и с тех времен титул передавался по наследству вплоть до образования Нихон Киин).

Сегодня в Японии выходят многомиллионными тиражами десятки и сотни книг по теории го, сборники партий и задач, издается множество жураналов и газет. Число любителей в самой Японии оценивается приблизительно в 10 млн (это почти 10% всего населения страны), а во всем мире – более 20 млн (хотя никто точно не знает, сколько миллионов играет в одном только Китае). Вот еще некоторые даты:

  • 1946 – возрождение Нихон Киин после Второй мировой войны.
  • 1957 – первый любительский чемпионат Европы в ФРГ.
  • 1979 – первый чемпионат мира среди любителей выиграл Ни Вэйпин из Китая, ставший вскоре профессиональным игроком 9-го дана.

В России го появилось в начале ХХ века. Точных данных по количеству клубов и числу любителей не сохранилось, но время от времени появлялись публикации в газетах и журналах, а во время Великой отечественной войны журнал «Огонек» опубликовал описание правил го в военизированной трактовке. Но за реальную точку отсчета истории развития го в России (точнее в тогдашнем СССР) можно взять 1965 год, когда в Ленинграде в одном из вузов появилась секция го и был проведен первый турнир.

В течение последующих 10-ти лет ленинградские любители достигли больших успехов в освоении го и двое из них – Валерий Асташкин и Георгий Нилов – получили дипломы любителей 5-го дана от одной из японских ассоциаций го – Кансай Киин. В 1975 году начался новый этап развития го в России, так как именно тогда В.Асташкин и Г.Нилов начали публикацию знаменитой серии статей по теории игры го и провели конкурс решения задач в журнале «Наука и жизнь» (см. №№ 8–12 за 1975 г., №№ 1–8 за 1976 г.).

Эти публикации дали мощнейший толчок развитию игры го в СССР. Повсеместно, как грибы после дождя, стали возникать клубы, секции или просто группы любителей го. Крупные секции были созданы более чем в 50-ти городах Союза. Стали проводиться турниры, фестивали и другие массовые мероприятия по го. В 1977 году ленинградская секция го при Доме дружбы с народами зарубежных стран выступила инициатором проведения первых всесоюзных соревнований на звание «сильнейший игрок го» страны (сокр. СИГО), т. е. фактически первого неофициального чемпионата СССР. С тех пор российские игроки го достили больших успехов на европейской арене, хотя в мире в целом по-прежнему доминируют профессионалы из Китая, Кореи и Японии. Вот основные вехи истории российского го-движения:

  • 1975 – начало публикаций в журнале «Наука и жизнь».
  • 1977 – впервые российский игрок участвовал в финале Чемпионата Европы и занял там 6-ое место (В.Асташкин); проведены первые многоэтапные соревнования на звание СИГО (победил В.Асташкин) с системой зонального отбора, межзональным турниром и финалом.
  • 1979 – по инициативе ленинградского «Клуба любителей го» создан «Всесоюзный рейтиг-клуб», осуществлявший всю свою деятельность исключительно на общественных началах.
  • 1984 – при Комитете по физической культуре и спорту РСФСР была создана Всероссийская секция го, начали проводиться официальные всероссийские турниры.
  • 1985 – состоялись первые официальные Кубок России и Чемпионат России, которые выиграл Иван Детков (Казань).
  • 1988 – российские игроки впервые выиграли командный чемпионат Европы (А.Лазарев, В.Богданов, И.Детков, А.Васильев); с тех пор еще пять из шести чемпионатов были выиграны российскими игроками.
  • 1989 – создана Федерация го СССР, первым президентом которой стал Валерий Асташкин.
  • 1990 – проведен первый Чемпионат СССР (победил Иван Детков); первой чемпионкой России среди женщин стала Ирина Гуськова (Екатеринбург).
  • 1991 – впервые российский игрок Алексей Лазарев (Петрозаводск) стал чемпионом Европы. В следующем году он снова стал чемпионом и еще раз после этого был вторым призером (2003).
  • 1996 – впервые Чемпионат Европы среди женщин выиграла наша представительница – Светлана Шикшина (Казань).
  • 1997 – С.Шикшина заняла 3 место на Чемпионате мира среди женщин.
  • 2002 – двоим российским игрокам был присвоен статус профессионалов в Корейской ассоциации бадук (первый профессиональный дан получили Александр Динерштейн и Светлана Шикшина, оба – из Казани).
  • 2003 – Александр Динерштейн выиграл в одном из профессиональных турниров у О Риссэя, 9 дан – одного из сильнейших професионалов Японии; А.Лазарев поднялся до 4-го места на Чемпионате мира среди любителей – наивысшее достижение среди европейских игроков.
  • 2004 – Александр Динерштейн стал пятикратным чемпионом Европы.

Информация взята с сайта: http://rusgolib.iponweb.net


Правила игры Го


доска размером 19x19

Так выглядит схематическое изображение доски размером 19x19, которая является стандартной доской. Доски размерами 9x9 и 13x13 являются учебными досками для начинающих.

Игровое поле представляет собой расчерченный вертикальными и горизонтальными линиями прямоугольник. При равной игре партию начинают с пустой доски. Ходы делаются не в клетки, а в пункты пересечения линий. Для удобства ориентирования некоторые пункты отмечены точками (в эти пункты так же ставятся форовые камни при игре с гандикапом). Игроки поочередно выставляют свои камни в любой свободный пункт. При равной игре первый ход делают черные. Если же играют с гандикапом, то черными камнями играет более слабый игрок, он выставляет форовые камни в отмеченные пункты, как бы делая несколько ходов вперед, и ход передается белым. Обычно фора варьируется от 1 до 9, но может быть и больше.


пример съедения камней

Если полностью окружить камень (или группу камней) соперника своими камнями, заняв все его соседние пункты, то этот камень (или группа) считается съеденным. Соседними считаются пункты только вдоль линий, они называются "дамэ". Если на изображенной диаграмме сходить в пункт "a" или "b", то, будет съеден либо один либо два камня соответственно.


пример самоубийства камней

Запрещено делать ходы, приводящие к самоубийству, т. е. занимать последний свободный пункт своей группы, если при этом не съедаются какие-либо камни противника. Черные не могут сходить в "a", так как при этом они закрывают свой последний свободный пункт, но не съедают камней противника. Но белые могут туда сходить, съедая при этом четыре черных камня


пример ко-борьбы

Запрещается делать ход повторяющий предыдущую (ходом ранее) позицию на доске. Белые только что съели камень у черных. Если черные сходят следущим ходом в "a" и съедят камень белых, то повторится позиция, которая была ходом ранее. Таким образом белые и черные могут есть камни друг у друга до бесконечности, чтобы это исключить и было введено это правило. Эта ситуация называется "ко". Таким образом, чтобы черные могли пробить в "a" они сначала должны сходить в другом месте (можно сделать такой ход, который противник не сможет игнорировать - нанести ко-угрозу) и, после ответа противника, пробить этот камень. Эта ситуация называется ко-борьба.


пример показывающий очки и мертвые камни

Цель игры - отгородить своими камнями на доске участки, в которые не мог бы вторгнуться противник. Каждый пункт в отгороженной территории приносит одно очко, также одно очко приносит и каждый съеденный камень противника. Не обязательно добивать мертвые камни. Мертвые камни - это камни противника, находящиеся на вашей территории, но обреченные на уничтожение.

При отсутствии на доске ходов, приносящих очки, противники пасуют - пропускают свой ход. После двух пасов подряд игра заканчивается. С доски снимаются мертвые камни и считается сумма очков территории и пленных камней. Для удобства подсчета сначала поочередно закрываются нейтральные пункты, затем каждый выставляет пленные камни на территорию противника и подсчитывается оставшаяся территория. Тот, кто набрал больше очков, считается победителем.

При равной игре за то, что черные ходят первыми, в конце партии, при подсчете очков, белым прибавляют 6,5 очков - коми. При равном количестве очков в партии белые выигрывают на пол очка. При игре на форе коми равно 0,5 очка.

На диаграмме крестиками отмечены пункты территории; отмеченные треугольниками камни являются мертвыми; пункт "a" является нейтральным.

Разрешение экрана: 
Написать администратору: © 2004-2017