Открытый детский чемпионат Кореи по бадук (го)
Корея

5-9 августа 2006 года состоялся открытый детский чемпионат Кореи по бадук среди детей до 12 лет (The 6th Korea Life Insurance Cup). Гостеприимные представители корейской Федерации пригласили поучаствовать в этом чемпионате по одному игроку из России, Франции, Голландии и Таиланда, а также по три игрока из Японии, Китая и Тайваня.

Поскольку Саша Матушкин занял 1 место на чемпионате России по игре го (по-корейски - бадук) среди детей до 12 лет, проходившем в 2006 году в Челябинске, то ему было предоставлено почетное и приятное право представлять Россию в Корее. Родители игроков из России, Франции и Голландии (то есть мы) были приглашены в Корею в качестве team leader. О, как лестно, учитывая, что все упомянутые родители (в том числе и я) понимали в бадук одну сотую долю или даже меньше от того, что знали и умели дети.

Безусловно, одно из самых замечательных условий этого приглашения было то, что все расходы по перелету и пребыванию в Корее взяла на себя приглашающая сторона. Это тем более здорово, поскольку путешествия на соревнования в пределах России происходят за счет участников. Приятно удивила щедрость корейцев и высокий уровень приема гостей. Вся программа нашего пребывания в Корее была продумана до мелочей. Корейцы постарались, чтобы мы не только были гостями турнира, но и посмотрели страну. У нас был очень насыщенный график пребывания в Корее. Повсюду, начиная с приема в аэропорту и заканчивая обедами в кафе с национальной кухней, чувствовалось внимание к нам хозяев турнира. Кроме того, везде за нас платили. Если бы мы не взяли с собой ни одного доллара и (или) евро, мы замечательно провели бы время. Фактически наши деньги потребовались нам только на сувениры в память о Корее.

В пути

Путь в Корею проходил через аэропорт Шереметьево. Мы должны были вылететь рейсом Аэрофлота 4 августа в 21.30 час., однако рейс задержали до 23.40 час., но это было уже не важно. В самолете примерно 90 процентов пассажиров были корейцы, поэтому мы, начиная с аэропорта, почувствовали себя среди корейцев своими.

В воздухе самолет находился 7 час. 15 минут на пути в Корею и 9 час. 20 мин. на обратном пути в Россию. Примерно в 3 часа ночи по московскому времени, когда мы еще летели над Россией, за окном уже стало светло как днем. Разница во времени между Москвой и Сеулом составляет 5 часов в летнее время, поэтому по корейскому времени мы вылетели в 4.40 час., а прилетели около 12.00 час. В принципе, такая разница во времени чувствуется. Так, например, перед днем турнира, мы пытались заснуть в 23.00 час. по корейскому времени, но не могли и с трудом уснули около 01.00 час. ночи, когда в Москве было 20.00 час., а в Ижевске 21.00 час.

Аэропорт в Сеуле

Инчъон очень большой аэропорт, гораздо больше, чем Шереметьево. Находится примерно в 50 км от центра Сеула на острове, с которым соединен длинным мостом.

Прежде всего, нас в Корее ждал паспортный контроль. Еще находясь в России, я стала намекать мужу, что неплохо бы мне записать какой-нибудь контактный телефон, поскольку было бы грустно приехать, провести 4 дня в аэропорту и уехать, не вступив в дружеский контакт с теми, кто нас пригласил. Он написал ряд писем руководителям нашей Федерации и дал мне какой-то телефон, в достоверности которого у меня были большие сомнения. Письма ему направлялись на английском языке, а он лишь слегка знает немецкий, поэтому выписал из писем только цифры.

Милая девушка на паспортном контроле в аэропорту сказала, чтобы мы прошли в офис, и показала на соседнее помещение. Может быть, корейцев насторожил адрес нашего пребывания, вместо которого я написала местонахождение пригласившей нас организации (как я его поняла, увидев в одной из бумаг), может быть мы им просто понравились, но они как раз попросили телефон кого-либо, кто нас тут, то есть в Корее, ждет. Сначала я дала номер телефона, который был указан в первом приглашении, но он не отвечал. Потом я дала номер телефона, который мне передал муж - тоже мимо. Испытывая внутренне волнение, я достала последнюю гранату из боекомплекта (прошу не пугаться), а именно визитку мистера Чун Пунг Джо, с которым мы виделись в мае этого года в Казани на Кубке Светланы Шикшиной, и который сам предложил мне эту визитку, как будто зная, что именно она мне понадобится. О, чудо, которого ждали! Телефон ответил, кореец вежливо побеседовал с мистером Чуном, сказал мне, что все "о кей" и поставил штамп на мою визу в загранпаспорте.

Встреча

Едва мы пересекли таможенный контроль, нам навстречу бросился встречающий нас кореец, безошибочно определив, что именно мы прибыли из России, чтобы играть в бадук. Возле корейца уже стояли голландец с сыном, которые тоже только что прилетели в Корею на турнир. Там же к нам подошли еще два представителя корейской Федерации бадук, которые в дальнейшем опекали нас и решали с нами все организационные вопросы. До отеля нас довез очень удобный автобус, еще раз напомню, совершенно бесплатно для нас.

Наш отель назывался "Холидей ин Сеул" и представлял собой современное многоэтажное здание, с несколькими ресторанами на 1 этаже. Именно в эти рестораны нам выдали купоны на завтрак и ужин. В ресторане можно было выбрать один из четырех видов завтрака либо ужина: американский, континентальный, корейский, японский. Мы с Сашей поочередно попробовали все. Нас разместили в красивом двухместном номере, в котором были холодильник с напитками, в том числе и спиртными (правда, за отдельную плату), телевизор, кондиционер.

Должна заметить, что кондиционеры в Корее есть повсюду: в помещениях, в автобусах, в метро. Во время нашего пребывания в Корее температура воздуха в дневные часы была 30-32 градуса и, с учетом высокой влажности, на улице было жарко, а точнее душно.

Едва мы появились в номере, к нам в гостиницу позвонил мистер Чун. Мне было несколько неудобно, что я побеспокоила его из аэропорта, но он сказал, что сейчас приедет к нам. Из России я привезла мистеру Чуну зарядное устройство, которое он забыл в мае в Казани. Это зарядное устройство с большим трудом отыскали у игроков го и передали мне через Марину Колесникову и Тимура Санкина. Однако оказалось, что мистер Чун уже приобрел новое зарядное устройство. Но это было уже не важно, а важно было то, что мистер Чун, придя в номер, сказал, что здесь в отеле, кроме нас есть голландцы и французы, и он хочет всем нам показать город. Он позвал мальчика из Голландии с папой и мальчика из Франции с мамой и повел всех нас в бадук-клуб. Так мистер Чун фактически познакомил нас, европейцев, друг с другом, за что ему отдельное спасибо, потому что потом мы и, соответственно, наши дети больше общались между собой.

Первый вечер в Корее

В корейском бадук-клубе было много взрослых игроков, примерно 30 человек, у детей в тот день занятий не было. Мы посмотрели корейские журналы по бадук, дети поиграли в бадук с мистером Чуном. Потом посмотрели в компьютере результаты Европейского го-конгресса, проходившего в это время в Италии.

Потом нас всех мистер Чун и руководитель этого клуба повели в летнее кафе, где мы попробовали блюда национальной кухни.

Корейцы едят железными палочками. Когда принесли суп, который (на мой дилетантский взгляд) представлял собой бульон с морской капустой или похожими на нее водорослями, мы убедились в том, что и суп едят тоже палочками, но правда, после того как водоросли съедены, бульон можно поесть ложкой. Корейским национальным блюдом считается кимчхи - капуста (похожая на квашенную) со специями: красным перцем, имбирем и другими. Кроме того, нам в нескольких кафе подавали проросшую кукурузу, морепродукты и другие закуски, названия которых я не запомнила, потому что все равно эти названия нам ничего не скажут. Эти закуски ставятся в тарелках в центр стола, и каждый палочками берет оттуда всего понемногу в свою тарелку. Всегда на столе корейской национальной кухни присутствовал рис, он подавался каждому индивидуально. Кроме того, в этот вечер, а потом еще на следующий день в кафе нам подавали горячее блюдо на барбекю (в кафе так назвали этот прибор). На стол ставится газовая плитка, газ зажигается и на плитку кладется железная полусфера (условно говоря) с загнутыми кверху краями. На эту полусферу кладется сырое мясо с луком, похожее на фарш, которое жарится в нашем присутствии. Потом это мясо можно есть с рисом. Большинство блюд корейской кухни острые, но как побывать в Корее и не попробовать корейской кухни? Нам понравилось.

Голландцы и французы, как и мы, не владели палочками в совершенстве, но все равно ели ими. Правда, если попросить европейские приборы: вилку и нож, то их быстро принесут.

Языком международного общения стал для нас английский. В Корее в сфере обслуживания: в отеле, в кафе, в магазине, в аэропорту везде говорили на английском языке. Конечно мои знания английского языка из школы и университета (даже если мне когда-то ставили "5"), не позволяли свободно говорить на этом языке. Но француженка знала английский примерно также как и я, и это нас сближало. Мы с ней много общались в следующие дни и хорошо понимали друг друга. При этом мы прощали друг другу неправильное употребление форм глаголов и жестикуляцию в том случае, если словарный запас иссякал. Однако для себя я сделала вывод: чтобы чувствовать себя уверенно в другой стране, нужно дополнительно заниматься английским языком. В наше время иностранный язык востребован, и стоит инвестировать свое время, силы и деньги в его изучение.

Экскурсии

Весь второй день пребывания в Корее был посвящен экскурсиям и знакомству со страной. Сначала мы поехали в огромное 63-этажное здание, которое является самым большим в Сеуле. Именно в этом здании на следующий день проходил турнир по бадук.

Там нам показали короткий фильм про дельфинов в замечательном кинозале с огромным экраном и звуковыми эффектами. Потом в продолжение темы подводного мира нас пригласили посмотреть морских обитателей поближе. На первом этаже этого центра есть огромные аквариумы, в которых плещутся пингвины, осьминоги, рыбы, черепахи, и другие морские животные. Все это мне напомнило дайвинг, потому что рыб можно разглядеть в непосредственной близости, они очень красивые и разные. Детям, естественно, понравилось тоже.

После этого мы на скоростном лифте поднялись на самый верхний этаж, с которого видна вся панорама Сеула. Это громадный город с населением около 12 млн. человек. Южная Корея имеет население около 45 млн. чел., что соответствует примерно трети населения Российской Федерации. 70% территории занимают горы, но они не высокие. Эти горы мы могли видеть со своей смотровой площадки. Здания в Сеуле почти все многоэтажные, мне Сеул показался городом небоскребов. Вероятно, потому что плотность населения в стране достаточно высокая, а земля в столице страны дорогая, более выгодно строить высокие дома. Как нам сказал мистер Чун, квартиры в новых многоэтажных домах дорогие: от 1 до 2 млн. долларов и выше.

Потом нас повезли в кафе с корейской национальной кухней, где мы сидели на ковриках за низкими столиками и ели корейскую еду.

После ленча нас ждала корейская национальная деревня. Это не 2-3 домика, а действительно целая деревня, стилизованная под начало прошлого века или даже позапрошлый век. Домики там деревянные, кстати, возле домов были дрова. Зимой температура в Корее опускается до минус 10 градусов. Учитывая высокую влажность, это холодно, особенно для них. В деревне были разные дома: обычные жилые дома, мастерские, дом медика, даже тюрьма.

Там перед нами на арене, похожей на цирковую, выступили в национальных костюмах с национальными танцами молодые корейцы. Потом показали национальные забавы: деревянные качели, на которых прыгали девочки, переворачиваясь в воздухе; канат, по которому виртуозно ходил и прыгал кореец. Это была экскурсия в прошлое Кореи.

Сегодняшний Сеул запомнился мне как современный, многоэтажный, высокотехнологичный город. Он стал столицей государства в 1394 году, до 1910 года в Корее правила династия Чосон. С 1910 по 1945 годы Корея находилась под правлением Японии. После капитуляции Японии во второй мировой войне 1945 году Корея была разделена на Южную и Северную. Таким образом, Корея стала процветающей страной за последние полвека. Какие темпы!

Метро в Корее построили примерно 30 лет назад, оно очень чистое и светлое и, как я уже упоминала, оснащено кондиционерами. Многоэтажные дома, построенные 30 лет назад, корейцы уже считают старыми и более ценят квартиры в новых домах. Дорожное движение в Корее хорошо организовано, много транспортных развязок. Корейцы предпочитают в основном отечественные, то есть корейские автомобили. Больше других на дорогах я видела автомобили "Хендай", много автомашин "КИА" и "ДЭУ". Конечно, присутствуют также японские и европейские автомашины. Город достаточно зеленый с южной растительностью, во многих местах вдоль дорог растет плющ.

Турнир

Поскольку я сама не играю в бадук, лишь знаю правила игры, а вся информация о турнире вывешивалась на корейском языке, то, возможно, я могу упустить что-то связанное непосредственно с соревнованиями. Пусть меня поправят те, кто в этом разбирается профессионально или просто хорошо.

Общее количество детей, принявших участие в соревнованиях, - 256 человек.

В правилах соревнований, которые нам выдали, было установлено три регламента для трех больших групп:

• первая группа - (The best group) сильнейшая, в которой играли Корея, Япония, Китай, Тайвань: каждому игроку по 20 минут - основное время, бееми - 20 секунд на 1 ход, допускается трижды превысить этот лимит времени;
  • вторая группа - (The second best group) , в которой играли Корея, Россия и Таиланд;
  • третья группа (The middle-grade group), в которой играли Корея и Франция;
  • четвертая группа (The primary-grade group), в которой играли Корея и Нидерланды

В этих трех группах каждому игроку давалось по 15 минут основного время, бееми - 20 секунд на 1 ход и допускалось трижды превысить лимит времени на бееми; Каждый игрок должен был сыграть по 3 партии, после этого шли четвертьфинал, полуфинал и финал.

Сашу посадили за столик с Российским флагом. Первого мальчика корейца он выиграл. При игре со вторым мальчиком Саша (с его слов) ошибся в середине игры и проиграл после долгой борьбы, а потом проиграл и девочке-кореянке. На все ушло 3 часа.

Я думаю, для Саши был непривычен такой высокий темп игры. Обычно на российских соревнованиях дети играют по 2-2,5 часа и имеют возможность подумать над каждым ходом. Блиц он на соревнованиях играл первый раз. В последней партии Саша, играя белыми, проиграл только 7 очков. Возможно, если бы время было больше, то можно было побороться в этой партии за победу. Не могу ничего сказать про уровень игравших с Сашей детей, единственное, мистер Чун сказал, что он был у них немного выше.

Все равно результат положительный. Саша где-то в середине турнирной таблицы. К сожалению, я не получила на руки распечатку результатов игр, поэтому если результаты есть на каком-либо сайте, то посмотреть их можно там.

Первое место в турнире занял кореец. Приз за 1 место 10000 долларов, которые будут поступать по 400 долларов ежемесячно на счет ребенка в течение 2 лет.

После турнирных игр великий мастер Чо Хун Хен провел сеанс одновременной игры с десятью детьми. Саша играл на 9 камнях форы. Так как мистер Чо торопился на церемонию закрытия, игра не дошла до стадии подсчета очков. Кореец и Саша посмотрели на доску, кореец сказал, что у Саши больше очков, и он выиграл. Yes!

Детский клуб

Вечером мистер Чун предложил съездить в детский бадук-клуб. Мы с Сашей, конечно, согласились и поехали, а с нами еще и французы. В клубе маленький кореец восьми лет играл с французом и выиграл у него. Саша играл с мальчиком постарше. Они свою партию не доиграли, но Саша сказал, что он проиграл, хотя мог выиграть.

Самое интересное - это информация, которую мы получили о детях, занимающихся бадук. Мистер Чун, уточнив у тренера, сказал, что эти дети до 12 часов дня учатся в школе, потом приходят домой, обедают, идут в клуб и занимаются там по 7 часов каждый день. В каникулы дети не учатся в школе, поэтому они занимаются в клубе по 11 часов каждый день. Кроме того, Чун сказал, что обучение в клубе платное, родители детей платят от 400 до 700 долларов в месяц. И даже при такой подготовке эти дети еще и не попали на проходящий в Корее турнир. Ну что, готовы в следующем году претенденты на 1 место в турнире бороться за него с корейцами?

На следующее утро мы улетали в Москву. Впечатлений очень много. Корейцы сделали нам подарок: два ежегодных журнала по бадук и два корейских веера. Саше, как и мальчикам-европейцам, за участие в турнире подарили очень хорошие цветные карандаши.

Спасибо всем, кто помогал нам с организацией поездки: Российской Федерации го; Корейской Федерации бадук, Горжалцану Владимиру, Гаврилову Олегу, и, конечно же, Колесниковой Марине, оформлявшей нам визы; тренерам Саши: Санкину Тимуру и Беляеву Юрию Михайловичу. Отдельное спасибо мистеру Чуну, проявившему к нам максимум внимания и гостеприимства.