23-й юношеский чемпионат мира по ГО (Китай)

20 августа 2006 г. наша группа в составе Матушкина Саши, Дугина Артема, Лопатюка Константина и Гаврилова Олега рейсом Южно-Китайских авиалиний вылетела из Шереметьево-2 в Шеньчжень, где должен был состояться чемпионат. Перелет предполагал посадку на Севере Китая.

После пяти с половиной часов полета самолет приземлился в г.Урумчи. До отправления в г.Шеньчжень оставалось около 10 часов, и мы решили поближе познакомиться с этим славным городом. Для начала попытались сдать багаж, что оказалось не так просто, так как приемщица багажа разговаривала исключительно на китайском языке, а обнаруженные нами иероглифы гласили, что за хранение багажа нужно заплатить 15 юаней. Таких денег с собой не было, и Гаврилов Олег отрядил нас на поиск обменного пункта. Погуляв по территории аэропорта, и не обнаружив нужного нам заведения, мы встретили двух представителей охраны аэропорта - мужчину и женщину. Мужчина говорил только по-китайски, а женщина закивала головой, услышав английскую речь. Тщательно подбирая слова, чтобы они были понятны, добавляя жесты, Артем стал объяснять, что нам нужно поменять деньги. Женщина нас выслушала, что-то ответила, но никто из нас не понял, что она хотела сообщить. Подумав, что дальнейшее общение безнадежно, мы двинулись дальше. Каково же было наше удивление, когда женщина догнала нас и почти на чистом русском спросила: "Вы что, не хотите, чтобы я помогла Вам?" Тут уж мы в свою очередь приветливо закивали головами. Она довезла нас до банка, договорилась с его служащими, чтобы нам поменяли деньги, проследила, чтобы у нас не возникло никаких проблем с обменом, и только после этого попрощалась с нами.

Поменяв деньги (100 долларов = 788 юаней), мы вернулись в аэропорт, и вместе с Олегом пошли осматривать город. По китайским меркам он не большой, с численностью населения около 2 000 000 человек. Расположен на северо-западе Китая в долине р.Урумчи. Является административным центром Синьцзян-Уйгурского автономного района. Развиты металлургия, машиностроение, угледобывающая, химическая, легкая, пищевая промышленность. Есть Университет. Рядом расположена пустыня, поэтому очень жарко и сухо. Здания на окраинах города напоминают российские. Население не отличается большим уровнем дохода. По улицам ездят японские и корейские автомобили, либо их китайские аналоги, а также китайцы передвигались на велосипедах и трехколесных мотоциклах.

Мы посетили расположенный рядом с аэропортом базарчик, который удивил нас дешевыми товарами и продуктами. Решив пообедать, мы зашли в приличного вида ресторан. Увидев белых людей, персонал всполошился и стал нам что-то предлагать на своем языке, дали даже меню с иероглифами. Боясь съесть какое-нибудь, по нашему мнению, несъедобное животное, мы ретировались. Затем мы зашли в какую-то забегаловку, где и остановились. Китайцы обступили нас, силясь понять, что же мы хотим. Так как на ум пришло только одно съедобное блюдо, которое точно должно быть в Китае - лапша, мы стали изображать его жестами и мимикой. Однако нас поняли только тогда, когда Артем несколько раз громко сказал волшебное слово "ДОШИРАК". Еще перед нами нанизывали на шампур шашлык, и мы на него тоже ткнули пальцем, заказав каждому по порции. Шашлык был съеден, поданный нам зеленый чай уже выпит, а лапша все еще не появлялась. Ожидание омрачалось еще и тем, что за нашими спинами сидел невысокого роста китаец, который за все это время в одиночку съел пять порций шашлыка, и доедал огромную тарелку поданного ему риса. Каждому в голову пришла мысль, а что же мы-то рис не заказали. Однако все наши сомнения развеялись, когда нам поднесли по огромной тарелке лапши и такой же тарелке тушеного мяса с овощами. Все было очень вкусно. Отобедав, мы стали прикидывать, в какую сумму обойдется еда, и решили, что если по 80 юаней с человека, то будет справедливо. Однако Китай - сказочная страна. За все с нас попросили 40 юаней (около 130 рублей), и это на пятерых!

Получив массу приятных впечатлений от города Урумчи, мы на "Боинге-757" отправились в Шеньчжень.

Через 4 часа 40 минут мы удачно приземлились в Шеньчжене. На выходе из аэропорта нас встретили организаторы турнира и привезли в четырех звездный "Jinhui Jasper Hotel". Это приличный отель, с очень приветливым персоналом, представители которого при встрече обязательно здороваются и кланяются, выражая готовность оказать любую необходимую помощь. Следующий день был свободен от игр, и мы прогулялись по городу. Шеньчжень с населением около 10 000 000 человек, расположен в южной части провинции Гуандун. В восточной части города раскинулась живописная бухта Дапенг, на западе - река Жемчужная. Шэньчжэнь занимает площадь 2020 кв.км. Рядом с ним находятся бывшие британские колонии Гонконг и Макао. Город объявлен свободной экономической зоной. Развит общественный транспорт - автобусы и метро. Проезд в метро стоит 4 юаня, в автобусе - 3. Температура воздуха за время нашего пребывания не опускалась ниже 33 градусов. Климат субтропический, влажный (такое ощущение, что находишься в бане). Спасало то, что практически во всех помещениях, автобусах и метро имеются кондиционеры. Весь город застроен высотными зданиями, выглядит современно и ухоженно. Много скульптур, причем если изображены лошади, то целый табун, если быки - то стадо. Очень много зелени, причем все посадки ухожены, подстрижены. Нет мусора. Ни разу на улицах мы не встретили пьяных, лишь пару раз достаточно вежливых нищих. Ближе к вечеру китайцы после трудового дня выходят на улицу, сидят на газонах, о чем-то мирно беседуют друг с другом либо играют в какую-то китайскую игру (большие шашки, на которых изображены иероглифы). Гуляя даже глубокой ночью, по расположенным в городе базарчикам, у нас не было опасений, что у проходящих мимо китайцев в головах возникают недобрые мысли в отношений нас. Они были очень приветливы. Никто даже не попросил закурить, не говоря уже о более серьезных инцидентах.

(Я не специалист по ГО, поэтому турнир опишу только в общих чертах, более подробную информацию можно посмотреть на сайте http://www.wygc2006.blogspot.com, на этом же сайте должны быть все партии турнира, так как победители сразу же записывали на него свои партии).

На 23-й юношеский чемпионат мира по ГО приехали представители 12 стран. В категории до 12 лет выступали кореец (5 дан), китаец (5 дан), тайванец (5 дан), японец (6 дан), сингапурец (1 кю), американский китаец (4 дан), поляк (1 кю) и Матушкин Саша (2 кю). В категории до 18 лет состязались китаец (2 профессиональный дан), тайванец (6 дан), тайландец (4 дан), японец (7 дан), сингапурец (5 дан), канадский китаец (5 дан), американский китаец (5 дан), кореец (5 дан), венгерка (4 дан), чех (5 дан) и представители славян - Константин Лопатюк (Украина, 3 дан) и Дугин Артем (4 дан). В группах играли по 5 партий, затем 4 человека, набравшие большее количество очков, играли в полуфинале, победители - в финале. Саша смог выиграть только сингапурца и в итоге занял 7 место. Артем победил представителя этой же страны (Россия- Сингапур - 2:0!), а также чеха и стал чемпионом среди европейцев. До 12 лет победителем стал кореец, который в финале выиграл у китайца, а до 18 лет победил китаец, выигравший корейца. 3-и места в обеих категориях заняли представители Японии. Организация турнира была на очень высоком уровне. У участников не возникло никаких проблем ни во время игр, ни во время культурно-массовых мероприятий, о которых стоит рассказать отдельно.

В первый день турнира - 23 августа нас свозили на тренировку по гольфу. Очень интересно, учитывая, что в гольф никто из нашей компании раньше не играл. Там на двоих выдали по клюшке, и в течение 2-х часов мы лупили по мячам, стараясь поставить удар. Оказалось, что это не такое простое занятие - по мячу попасть трудно и еще труднее послать его в нужное направление на нужную дистанцию. У меня случайно получились первые 4 удара. Чтобы усовершенствовать свою технику, я у инструктора подучился правильно держать клюшку и когда усвоил все его уроки, вновь попробовал бить по мячу, но видимо, ученого учить, только портить - удар не пошел. Намахавшись клюшками, мы отправились в отель на ужин.

На второй день турнира, 24 августа, нас повезли на просмотр местного парка. В нем оказались собраны мировые достопримечательности в уменьшенном размере: Эйфелева башня, египетские пирамиды, Бранденбургские ворота и т.п. Все очень красиво и зрелищно. Показали имитацию извержения вулкана, который полчаса грохотал перед нами, выбрасывая из жерла дым и воду. Все это подсвечивалось яркими огненными вспышками. Прогуливаясь по парку, мы обнаружили рекламный проспект с изображением горнолыжной трассы. Предполагая, что это очередной муляж, мы прошли в помещение. К нашему удивлению, там была построена настоящая снежная трасса со спуском для горнолыжников и любителей тюбинга, подъемником, площадкой для игры в снежки. За все это удовольствие требовалось заплатить 10 юаней (около 33 рублей) и тебе выдают куртку, сапоги и снаряжение. При этом на улице +35, а на трассе - минус 5-7 градусов.

Весь следующий день был посвящен развлечениям. С 9 часов нас привезли в местный Диснейлэнд под названием "Happy Valley". Парк занимает огромную площадь. Очень красиво оформлен. Аттракционы впечатляют своим размахом и реалистичностью.

Около 19 часов, не обойдя всего парка, мы отправились на обед в китайский ресторан. При входе в него нас очень вежливо приветствовал персонал, кланяясь и произнося приятные слуху звуки. Мы расселись за столики. Посредине каждого стола расположен вращающийся круг, на который официанты ставят еду, вращая круг, каждый накладывает себе то, что хочет, потом блюда меняются. Съев столько, сколько смогли, мы отправились в отель.

26 августа после двух сыгранных туров организаторы привезли нас на площадь, где расположены рестораны с кухнями различных стран (итальянской, французской, тайваньской и т.п., кроме русской). Нам предложили поужинать в корейском ресторане. Процедура еды в нем отличалась от китайского. Холодные закуски накладываешь себе сам. Затем накладываешь в тарелки сырое мясо, рыбу и другую еду, которую хочешь попробовать, несешь ее к себе за стол. Посреди столика, рассчитанного на 4 человека, загорается жаровня и на ней жарится принесенная еда. Причем раскладывается она всем, сидящим за столиком. Куски мяса режутся на порции ножницами. После ужина мы прогулялись вокруг ресторана. Удивила пирамида из бутылок пива "Heineken", которая стаяла без охраны посреди пешеходной дорожки, радуя глаз. У проходящих мимо китайцев не возникало даже желания прихватить с собой пару-другую бутылок. Наши дикие люди не дали бы простоять ей и пары минут.

Благодаря тому, что наши игроки не пробились в полуфинал, 27 августа у нас выдался полностью свободным днем. Мы решили посвятить его поездке на океан, точнее на побережье Южно-китайского моря. Организаторы турнира, стараясь угодить, расписали нам маршрут на уединенный тихий пляж. Оказалось, что ехать до него нужно чуть более 2 часов, к чему мы были не очень готовы. К тому же в автобусе, кондуктор стала намекать, что вместо привычных нам 3 юаней за поездку, нужно заплатить больше. При помощи ручки она вывела на бумаге цифру - 97 юаней. Мы долго смотрели на бумажку с этой цифрой, потом на кондуктора, после чего Артем (светлая голова), нарисовал на той же бумажке пример, предлагая кондукторше разделить 97 на 5 без остатка. Настала очередь задуматься ей. В итоге мы сошлись на том, что каждый должен заплатить по 17 юаней, что нас, привыкших к низким ценам, тоже напрягло, но отступать было уже некуда.

Океан встретил нас маленькими волнами, пляжем из ракушечника и теплой ( +28, 29 градусов) соленой водой. Людей на пляже было немного. Китайцы почти все купались со спасательными кругами, а желание доплыть до "буйков" возникло только у меня с Артемом, да еще затем у пары китайцев.

Рано утром 28 августа мы с тоской покидали приютивший нас отель. Проведенное в нем время показалось сказкой или сном. Просыпаться не очень хотелось. Радовало лишь то, что вскоре нам предстоит погулять по Урумчи с его дешевыми базарами, закусочными и добрыми людьми. Психологическая подготовка к российской действительности началась в аэропорту Шеньчженя. Поднимаясь по эскалатору, среди чистых и вежливых китайцев, мы встретили соотечественника. Он был слегка нетрезв, с опухшей физиономией небесного цвета. В руках крутил сигарету. Увидев нас, обрадовался и спросил: "Огонька не найдется?"

Прилетев в Урумчи, мы сразу же составили план действий - посетить базар и накупить сувениров, вкусно и дешево поесть, обменять оставшиеся деньги на доллары. Однако город встретил нас не так приветливо, как раньше. Идя по улицам, нам встречались в основном этнические таджики, которые, безошибочно угадывая в нас русских, начинали громко кричать: "Эй, брат, шашлык, плов", но есть у них почему-то не хотелось. Был понедельник, и на базаре почти никого не было. В магазинах, кроме чая, ничего купить не удалось. Длительный проезд к центру города ничего не изменил. Даже в банке, где мы обменивали деньги 6 днями ранее, на нас смотрели не так дружелюбно. Пока мы дожидались своей очереди, к нам подошел сотрудник банка и, что-то говоря по-китайски, взял у меня из рук 100 юаней, после чего стал махать купюрой перед нами. Все это ничего хорошего не предвещало. Спустя некоторое время к нам подошел другой сотрудник и стал объяснять на ломаном английском, что их банк не может поменять наши юани на наши же оставленные ранее доллары, посоветовав обратитьсяв соседний банк. Но и там нам были не рады. Объяснили, что здесь никто нам менять деньги не будет, а ближайший банк, который может совершить обмен, расположен в 40 км. Услышав это, Артем засмеялся, укрывая голову руками. Оператору-китаянке, видимо, показалось, что он не выдержал и зарыдал. Это всполошило персонал. Один служащий даже взял у нас справку, выданную ранее банком при обмене денег, стал что-то говорить оператору. Но затем, присмотревшись к нам повнимательнее, и не увидев у Артема слез, он вернул справку, сказав, что ничем помочь не может. Так как времени оставалось мало, мы отказались от выполнения наших планов и вернулись в аэропорт, нас ждала Родина.